Фитнес-технологии
в системе физкультурно - оздоровительной
работы ДОУ
В настоящее время в системе физической культуры
разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик
и оздоровительных программ. В связи с кризисным состоянием проблемы
снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую
актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для детей
и подростков, предназначенных для формирования, сохранения
и укрепления их здоровья. Вместе с тем здоровьесберегающие технологии
в физической культуре, по своей сути, входят в более широкое понятие
«оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной
физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных
систем организма человека.
Однако большая часть появляющихся на современном этапе
оздоровительных технологий связана с развитием в России
фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее
популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии.
Слово технология рассматривается, от греческого
techne – искусство, мастерство, logos – учение, а в обобщённом смысле
может рассматриваться как система способов, приёмов, шагов.
Слово «фитнес» переводится с английского как
совокупность и находиться в хорошей форме.
Фитнес-технологии – это, совокупность научных способов, шагов,
приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый
в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса,
обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного
мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием
инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса,
современного инвентаря и оборудования.
В последнее время все
чаще можно услышать такое словосочетание, как детский фитнес, который
появился в России сравнительно недавно.
Многие путают занятия
детским фитнесом с обычной физкультурой, но это не совсем верно,
так как фитнес имеет ряд преимуществ.
Итак, «детский фитнес»-это
хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно
важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это
занятия под музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря,
направленные на укрепление мышечного корсета и свода стопы, обучение правильной
ходьбе, развитие мелкой моторики, освоение навыков равновесия, кроме того,
занятия фитнесом развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма,
гибкость, пластичность, внимание и быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
В настоящее время
детский фитнес приобретает все большую популярность. Такие занятия проводят как
в спортивных клубах, так и в школах танцев и детских
развивающих студиях. Группы для занятий детским фитнесом обычно не превышают
15 человек, а обучение происходит в форме игры. Это позволяет ребятам
полностью расслабиться и получить удовольствие от процесса.
Назвать одну конкретную программу упражнений
нельзя. Детский фитнес — это скорее сочетание различных общеукрепляющих
упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку,
так и упражнения со скакалкой, хореографию,аэробику, йогу, восточные
единоборства, плавание и другие виды физической активности.
В общем, программ для детского фитнеса
великое множество, и у вас есть возможность выбрать именно ту,
которая больше всего подходит для вас и отвечает интересам детей.
Детский фитнес
и спортивные секции имеют ряд отличий. Во-первых, фитнес более
безопасный, получить травму на занятиях практически
невозможно. Во-вторых, на детском фитнесе нет такого физического
напряжения и психологического давления, как в спортивных секциях.
Помимо этого на детский фитнес берут всех деток, а вот
в спортивные секции нередко бывает отбор по физической подготовке
и прочим параметрам. Поэтому занятия детским фитнесом больше подходят для
неокрепшей психики малышей, так как дети находятся в равных условиях
и могут проявить свой потенциал на занятиях.
В детском фитнесе есть
несколько направлений:
- ритмическая гимнастика-
система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой,
основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений,
различных по своему характеру и выполняемые под музыку.
- зверобика – аэробика
подражательного характера, весёлая и интересная маленьким детям.
- логоритмика – физические
упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает
координацию движений и речь.
- фитбол-гимнастика –
гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивают чувство равновесия.
Укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет,
способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно
вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
- степ-аэробика-
танцевальная аэробика с применением специальных платформ – степов.
-игровой стретчинг –
оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и
основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук,
ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь
организм.
- подвижные игры под
музыку.
Задачи детского фитнеса:
1. Развитие
физических качеств-выносливости, координации движений, ловкости;
2. Повышение
работоспособности и двигательной активности;
3. Формирование
правильной осанки;
4. Развитие
музыкальности и чувство ритма;
5. Улучшение
психологического состояния, снятие эмоционального напряжения;
6. Повышения
к занятиям физкультурой, развитие потребности в системе занятия спортом.
7. Воспитание
осознанного отношения к своему здоровью
8. Развитие
нравственно-коммуникативных качеств личности.
Организация занятий
фитнесом возможна при соблюдении ряда дидактических принципов:
- Принцип
научности предполагает
построение организованной двигательной деятельности в соответствии с
закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
- Принцип
систематичности обусловливает необходимость
последовательности, преемственности и регулярности при формировании у
детей знаний, двигательных умений и навыков.
- Принцип
постепенности определяет необходимость
построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами «от
известного к неизвестному», «от простого к сложному».
- Принцип
индивидуальности предполагает такое
построение обучающего процесса и использование его средств, методов и
организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к
детям разного пола, двигательной подготовки и физического развития.
- Принцип
доступности реализуется
через требование соответствия задач, средств и методов возможностям детей,
их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития
физической подготовленности и интеллекта. Умелое соблюдение принципа
доступности является залогом оздоровительного эффекта физического
воспитания.
- Принцип
учета возрастного развития движений. Этот
принцип предусматривает степень развития основных движений у ребенка
(ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), его двигательных навыков. Все
упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Принцип
чередования нагрузки важен
для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от
выполнения физических упражнений, то есть должно быть чередование нагрузки
и отдыха.
- Принцип
наглядности – один
из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного
возраста. Он играет важную роль в обучении движениям и является
неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности детей.
Этот принцип обязывает строить процессы занятий с широким использованием
всех видов наглядности – зрительной, звуковой, двигательной.
- Принцип
сознательности и активности предполагает
формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений,
привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий,
развитие сознательности, инициативы и творчества.
Комплексы ОРУ на фитболах
Комплекс 1
1. «Правильная осанка».
И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра,
спина прямая.
Выполнение: сохранять правильную
осанку, голову не опускать (10 секунд).
2. «Перекаты».
И. п.: то же.
Выполнение: перекаты стопами с
пяток на носки и наоборот (15 секунд).
3. «Часики».
И. п.: сидя на мяче, руки на поясе.
Выполнение: 1 - наклон вправо (влево); 2 - и. п. (2-3 раза).
4. «Достань мяч».
И. п.: лежа на животе на полу (перед мячом).
Выполнение: 1 - приподнять верхнюю
часть туловища и, прогнувшись, положить ладони на мяч; 2 - и. п. (5 раз).
5. «Покатай мяч».
И. п.: то же.
Выполнение: прогнуться и прокатить
мяч от левой руки к правой и обратно (4 раза).
6. «Покажи пяточки».
И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и ладони.
Выполнение: 1 - поднять прямые
ноги; 2 - и. п. (5 раз).
7. «Мячики».
И. п.: сидя на мяче, руки держать на бедрах.
Выполнение: легкие подпрыгивания на
мяче (20 секунд).
Комплекс 2
1. «Буратино».
И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 - поворот головы
вправо. 2-3 - медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от
правого плеча к левому; 4 - и. п. (5 раз).
2. «Колеса».
И. п.: сидя на мяче, руки согнуть в локти перед грудью.
Выполнение: вращение согнутых рук
одна вокруг другой (10 секунд)
3. «Часики».
И. п. ; сидя на мяче, руки на поясе.
Выполнение: 1 -наклон вправо (влево); 2 - и. п. (6 раз).
4. «Черепашка».
И. п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.
Выполнение: 1 -медленно поднять
прямую правую (левую) ногу; 2 - и. п. (3 раза).
5. «Ленивец».
И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна
ладонь на другой, подбородок - на ладони.
Выполнение, покачивания на мяче вперед-назад (5 раз).
6. «Мячики».
И. п.: сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение, легкие подпрыгивания с движениями рук вперед-назад
(качели, с хлопками перед собой и за спиной (20 секунд).
7. «Пловец».
И. п.: стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной
клеткой.
Выполнение. 1 — прокатить мяч вперед, выполнив руками движения
пловца; 2 - и. п. (6 раз).
8. «Волна».
И. п.: сидя на пятках перед мячом, ладони на мяче.
Выполнение. 1 - прокатить мяч вперед, опустив голову, и
наклонить и. п. (5 раз).
9. «Силач».
И. п.: сидя на пятках, держать мяч двумя руками.
Выполнение: 1 – встать, поднять мяч
вверх, посмотреть на него. 2 - и. п. (5 раз).
10. «Мячики».
И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах
Выполнение: легкие покачивания на
мяче с вынесением ноги вперед на пятку (20 секунд).
Комплекс 3
1. «Потянемся к солнышку».
И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах
Выполнение: 1-2 - руки вверх,
потянуться; 3 - и. п. (6 раз).
2. «Флажок».
И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1-4 - поворот корпуса
вправо (влево, правую (левую) руку
вверх за голову; 5 - и. п. (3 раза).
3. «Весы».
И. п.: лежа (животом) на
мяче, опираясь на ладони и стопы.
Выполнение: 1-4 - медленно согнуть
руки, наклонившись вперед, ноги при-поднять с пола; 5 - и. п. (6 раз).
4. «Пузырь».
И. п.: то же.
Выполнение: 1-2 - вдох, надавите
животом на мяч; 3 - выдох, живот втянуть; 4 - и. п. (4 раза).
5. «Покачайся».
И. п.: лежа (на спине) на
мяче, руки опустить.
Выполнение: 1-2 - сгибая ноги в
коленном суставе, покачаться на мяче вперед-назад; 3 - и. п. (8 раз).
6. «Мост».
И. п.: лежа (на спине) на
полу, руки держать вдоль туловища, мяч находится под чуть приподнятыми
коленями.
Выполнение: 1-2 - приподнять
туловище, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами на пол; 3 - и. п. (6 раз).
7. «Передай мяч».
И. п.: лежа (на спине) на
полу, мяч зажать между ног, руки вверх.
Выполнение: 1-2 - поднять мяч
ногами, перехватить его руками; 3-4 - руки опустить на пол за головой, то же в
обратном порядке (4 раза).
8. «Ленивец».
И. п.: сидя (на пятках) перед
мячом, руки на мяче (ладонь на ладонь).
Выполнение: 1 - лечь грудной
клеткой на мяч, подбородком опереться на ладонь; 2 - покачиваться вперед-назад,
приподнимаясь с пятки и садясь (8 раз).
Комплекс 4
1. «Правильная осанка».
И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах,
спина прямая.
Выполнение: сохранять правильную
осанку, голову не опускать (15 секунд).
2. «Спортивная ходьба».
И. п.: то же.
Выполнение: движения стоп
(поочередно, приподнимая пятки то левой, то правой ноги, не отрывая носки от
пола (15 секунд).
3. «Наклонись и потянись».
И. п.: сидя на мяче, руки за спину.
Выполнение: 1 - наклон вправо
(влево, левую руку вверх, потянуться; 2 -и. п. (4 раза).
4. «Посмотри на ладошки».
И. п.: лежа (на спине) на
мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.
Выполнение: 1 — поднять руки,
посмотреть на ладошки; 2 - и. п. (8 раз).
5. «Петрушка».
И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 - выставить ноги
вперед на пятки, руки в стороны, пальцы широко развести; 2 - и. п. (7 раз).
6. «Колечко».
И. п.: лежа (на животе) на
полу перед мячом, кисти руки на мяче.
Выполнение: 1 - прогнуться, согнув
моги, и дотянуться носками до головы; 2 - и. п. (6 раз).
7. «Мячики».
И. П.: сидя на мяче руки на бедрах
Выполнение: 1 - легкие
подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны - вверх с хлопком, с подъемом
поочередно колен; 2 - и. п. (30 секунд).
Комплексы
упражнений на фитболах в стихах
Цель: Профилактика нарушения осанки у детей
старшего дошкольного возраста
1. Толкни и догони.
Задачи: развитие скоростно-силовых
качеств, самоконтроль за осанкой, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Упражнение
сопровождается словами:
Сильно мы толкнули мячик,
Как помчался он с подачи!
Взял от нас он укатился,
И назад не воротился.
a) Дети стоят на одной стороне зала,
на полу перед каждым фитбол. Приняв положение присед на носки, колени в
стороны, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение
повторить 2-3раза.
b) Дети принимают упор сидя, стопами
упираются о фитбол, ноги согнуты в коленях. По команде толкают мяч ногами,
встают, бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение повторить 2-3раза.
2. Отбей и поймай.
Задачи: развитие ловкости, повышение
эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Отбивание
фитбола об пол двумя руками и ловля:
a) стоя на месте,
b) с продвижением вперёд по прямой или в обход.
Упражнение сопровождается словами:
Мяч лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Как подскочит – не зевай,
Быстро ты его хватай.
3. Подбрось и поймай.
Задачи: развитие ловкости,
скоростно-силовых качеств, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание
фитбола вверх и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
Мячик, мячик
Прыг да скок.
Улетел под потолок,
Высоко взлетел, упал,
В руки мячик я поймал.
(Маргарита Иванычева)
4. Поймай мяч.
Задачи: развитие ловкости,
глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание
фитбола друг другу и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Мячик новый есть у нас,
Мы играем целый час,
Я бросаю – ты поймай,
А уронишь – поднимай.
вариант 2
Вот наш мячик для игры
Играют два приятеля.
Брось другу мяч, не урони –
Вернётся обязательно.
5. Поймай мой мяч после отскока.
Задачи: развитие ловкости,
глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание
фитбола друг другу и ловля его с отскоком от земли.
Мяч для отскока бросать в определённый ориентир,
который находится на полу по центру между партнёрами.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Отскочит мяч, лови его,
И снова мне бросай.
(Н. Эпатов)
вариант 2
Мяч о землю стукнем ловко,
Чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой
И назад лететь велел
6. Вперёд с мячом.
Задачи: развитие ловкости, повышение
эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Прокатывание
фитбола вперёд двумя руками:
a) по прямой или в обход,
b) через центр
c) между предметами,
d) по гимнастической скамье.
Упражнение сопровождается словами:
Круглый мячик без запинки -
Катится он по тропинке.
Часто, часто, низко, низко -
От земли к руке так близко
(Н. Эпатова)
7. Волчок.
Задачи: расширение знаний о
свойствах фитбола, развитие ловкости,
повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Прокрутить
мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
Упражнение сопровождается словами:
Учим новую игру –
Мяч раскрутим на полу.
Он кружится как волчок,
Если ощутит толчок.
8. Передача мяча по замкнутому кругу.
Задачи: развитие ловкости, внимания,
повышение эмоционального фона.
Содержание упражнения. Дети встают в
круг и по команде передают мяч друг другу, пока не прозвучит сигнал для
остановки. Второй раз упражнение выполняется в противоположную сторону.
Упражнение сопровождается словами:
Быстро встали мы в кружок –
Раз, два, три,
Друг другу мяч передаём,
Смотри, не урони!
9. Колобок
Задачи: Развитие ловкости, внимания,
памяти, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Хором дети
проговаривают:
Наш весёлый колобок
Покатился на лужок.
После этих слов первые участники поднимают
фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки
команд, стоящие последними получив «колобок», говорят «Поймал (а)!»,
поворачиваются кругом и передают «колобок» в обратном направлении.
10. Выполняем упражненье
Задачи: Укрепление мышц плечевого
пояса, формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети сидя на
фитболе, руки на коленях работают плечами вверх-вниз.
Упражнение сопровождается словами:
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять.
11. Дрессированные животные
Задачи: Укрепление мышц шеи,
формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети, сидя на
фитболе выполняют движения в соответствии с текстом.
a) Цирковая лошадка
По арене скачет конь, ( Дети выполняют пружинистые движения на
фитболе)
Рыжий гребень как огонь.
Гордо гривой машет он, (Наклоны головы вперёд, назад)
Настоящий чемпион.
b) Cлон (авторская)
Головой кивает слон – (Дети выполняют пружинистые движения на фитболе)
Это он нам шлёт поклон.
Раз-два-три- вперёд наклон, (Наклоны головы вперёд)
Раз-два-три теперь назад. ( Наклон головы назад)
Видеть нас он очень рад. (Пружинистые движения)
Примечания: Вибрация лёгкая; во
время выполнения наклонов пружинистые движения не выполнять; из положения
наклона, голова сначала возвращается в положение прямо, а затем снова выполняет
наклон.
12. Мы прекрасно загораем
Задачи: Укрепление мышц плечевого
пояса, развитие вестибулярного аппарата, гибкости, повышение функциональных
возможностей плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа
спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют
движения в соответствии с текстом.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! (Приподнять ноги от пола)
Держим. Держим…
Напрягаем,
Загорели?
Опускаем! (Опустить ноги)
13. Потягушки-растягушки (авторская)
Задачи: Укрепление мышц плечевого
пояса, живота, развитие вестибулярно-го аппарата, гибкости, увеличение подвижности
плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа
спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют
движения в соответствии с текстом.
На фитболе полежим,
Дружно вверх потянемся (Руки до упора вверх, затем в и.п.)
И в стороны растянемся (Руки до упора в стороны, затем в и.п.)
14. А часы идут, идут
Задачи: Укрепление мышц шеи,
плечевого пояса, ног, развитие гибкости, повышение функциональных возможностей
тазобедренного сустава.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе
выполняют движения в соответствии с текстом.
Тик-так, тик-так, (Наклоны головы вправо-прямо-влево-прямо и.т.д.)
В доме кто умеет так?
Тик-так, тик-так (2 раза)
Это маятник в часах, (Стоя. Фитбол вперёд-книзу. Движения
вправо-влево)
Отбивает каждый такт.
Тик-так, тик-так (2 раза)
А в часах сидит кукушка,(Сидя на фитболе наклоны вперёд, обхватив мяч между
ногами, затем в и.п.)
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,(Сидя на фитболе, вращение в тазобедренном суставе по
часовой стрелке)
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой (Вращение против часовой стрелки)
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, (Частое постукивание пальцами ног по полу)
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
То они совсем встают.
15. Любопытная Варвара
Задачи: Укрепление мышц шеи.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе,
руки на коленях выполняют движения в соответствии с текстом.
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево, (Поворот головы налево, затем в и.п.)
Смотрит вправо, (Поворот головы направо, затем в и.п.)
Смотрит вверх, (Поднять голову вверх, затем в и.п.)
Смотрит вниз, (Голову вниз, затем в и.п.)
Чуть присела на карниз, (Пружинистые движения, переходящие в медленные.)
А с него свалилась вниз!
Примечания:
1. Рекомендуемое количество детей
для занятий с фитболом - 12
2. Фитболы должны быть
соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по
росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром,
бедром и голенью, голенью и стопой.
Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет –
45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.
3. Дети должны знать технику
безопасности при занятиях с фитболом.
4. Дети должны знать правильную
посадку на фитболе и уметь правильно ложиться на фитбол животом и спиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий