8 янв. 2021 г.

"Фитнес - технологии"

 

Фитнес-технологии

в системе физкультурно - оздоровительной

работы ДОУ

 


В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Вместе с тем здоровьесберегающие технологии в физической культуре, по своей сути, входят в более широкое понятие «оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных систем организма человека.

Однако большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии.

Слово технология рассматривается, от греческого techne – искусство, мастерство, logos – учение, а в обобщённом смысле может рассматриваться как система способов, приёмов, шагов.

Слово «фитнес» переводится с английского как совокупность и находиться в хорошей форме.

Фитнес-технологии – это, совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования.

В последнее время все чаще можно услышать такое словосочетание, как детский фитнес,  который появился в России сравнительно недавно.

 Многие путают занятия детским фитнесом с обычной физкультурой, но это не совсем верно, так как фитнес имеет ряд преимуществ.


Итак, «детский фитнес»-это хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, направленные на укрепление мышечного корсета и свода стопы, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики, освоение навыков равновесия, кроме того, занятия фитнесом развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость, пластичность, внимание и быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

 

В настоящее время детский фитнес приобретает все большую популярность. Такие занятия проводят как в спортивных клубах, так и в школах танцев и детских развивающих студиях.  Группы для занятий детским фитнесом обычно не превышают 15 человек, а обучение происходит в форме игры. Это позволяет ребятам полностью расслабиться и получить удовольствие от процесса.

Назвать одну конкретную программу упражнений нельзя. Детский фитнес — это скорее сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку, так и упражнения со скакалкой, хореографию,аэробику, йогу, восточные единоборства,  плавание и другие виды физической активности.

В общем, программ для детского фитнеса великое множество, и у вас есть возможность выбрать именно ту, которая больше всего подходит для вас и отвечает интересам детей.

Детский фитнес и спортивные секции имеют ряд отличий. Во-первых, фитнес более безопасный, получить травму на занятиях практически невозможно. Во-вторых, на детском фитнесе нет такого физического напряжения и психологического давления, как в спортивных секциях. Помимо этого на детский фитнес берут всех деток, а вот в спортивные секции нередко бывает отбор по физической подготовке и прочим параметрам. Поэтому занятия детским фитнесом больше подходят для неокрепшей психики малышей, так как дети находятся в равных условиях и могут проявить свой потенциал на занятиях.

В детском фитнесе есть несколько направлений:

- ритмическая гимнастика- система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различных по своему характеру и выполняемые под музыку.

- зверобика – аэробика подражательного характера, весёлая и интересная маленьким детям.

- логоритмика – физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь.

- фитбол-гимнастика – гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивают чувство равновесия. Укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

- степ-аэробика- танцевальная аэробика с применением специальных платформ – степов.

-игровой стретчинг – оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

- подвижные игры под музыку.

Задачи детского фитнеса:

1.    Развитие физических качеств-выносливости, координации движений, ловкости;

2.    Повышение работоспособности и двигательной активности;

3.    Формирование правильной осанки;

4.    Развитие музыкальности и чувство ритма;

5.    Улучшение психологического состояния, снятие эмоционального напряжения;

6.    Повышения к занятиям физкультурой, развитие потребности в системе занятия спортом.

7.    Воспитание осознанного отношения к своему здоровью

8.    Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Организация занятий фитнесом возможна при соблюдении ряда дидактических принципов:

  • Принцип научности предполагает построение организованной двигательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
  • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений и навыков.
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
  • Принцип индивидуальности предполагает такое построение обучающего процесса и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного пола, двигательной подготовки и физического развития.
  • Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания.
  • Принцип учета возрастного развития движенийЭтот принцип предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), его двигательных навыков. Все упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений, то есть должно быть чередование нагрузки и отдыха.
  • Принцип наглядности – один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Он играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности детей. Этот принцип обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности – зрительной, звуковой, двигательной.
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

 

 

Комплексы ОРУ на фитболах 

Комплекс 1

1. «Правильная осанка».

И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра, спина прямая.

Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд).

2. «Перекаты».

И. п.: то же.

Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд).

3. «Часики».

И. п.: сидя на мяче, руки на поясе.

Выполнение: 1 - наклон вправо (влево); 2 - и. п. (2-3 раза).

4. «Достань мяч».

И. п.: лежа на животе на полу (перед мячом).

Выполнение: 1 - приподнять верхнюю часть туловища и, прогнувшись, положить ладони на мяч; 2 - и. п. (5 раз).

5. «Покатай мяч».

И. п.: то же.

Выполнение: прогнуться и прокатить мяч от левой руки к правой и обратно (4 раза).

6. «Покажи пяточки».

И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и ладони.

Выполнение: 1 - поднять прямые ноги; 2 - и. п. (5 раз).

7. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки держать на бедрах.

Выполнение: легкие подпрыгивания на мяче (20 секунд).

 

Комплекс 2

1. «Буратино».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

Выполнение: 1 - поворот головы вправо. 2-3 - медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 - и. п. (5 раз).

2. «Колеса».

И. п.: сидя на мяче, руки согнуть в локти перед грудью.

Выполнение: вращение согнутых рук одна вокруг другой (10 секунд)

3. «Часики».

И. п. ; сидя на мяче, руки на поясе.

Выполнение: 1 -наклон вправо (влево); 2 - и. п. (6 раз).

4. «Черепашка».

И. п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.

Выполнение: 1 -медленно поднять прямую правую (левую) ногу; 2 - и. п. (3 раза).

5. «Ленивец».

И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок - на ладони.

Выполнение, покачивания на мяче вперед-назад (5 раз).

6. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

Выполнение, легкие подпрыгивания с движениями рук вперед-назад (качели, с хлопками перед собой и за спиной (20 секунд).

7. «Пловец».

И. п.: стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой.

Выполнение. 1 — прокатить мяч вперед, выполнив руками движения пловца; 2 - и. п. (6 раз).

8. «Волна».

И. п.: сидя на пятках перед мячом, ладони на мяче.

Выполнение. 1 - прокатить мяч вперед, опустив голову, и наклонить и. п. (5 раз).

9. «Силач».

И. п.: сидя на пятках, держать мяч двумя руками.

Выполнение: 1 – встать, поднять мяч вверх, посмотреть на него. 2 - и. п. (5 раз).

10. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах

Выполнение: легкие покачивания на мяче с вынесением ноги вперед на пятку (20 секунд).

 

Комплекс 3

1. «Потянемся к солнышку».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах

Выполнение: 1-2 - руки вверх, потянуться; 3 - и. п. (6 раз).

2. «Флажок».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

Выполнение: 1-4 - поворот корпуса вправо (влево, правую (левую) руку вверх за голову; 5 - и. п. (3 раза).

3. «Весы».

И. п.: лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.

Выполнение: 1-4 - медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги при-поднять с пола; 5 - и. п. (6 раз).

4. «Пузырь».

И. п.: то же.

Выполнение: 1-2 - вдох, надавите животом на мяч; 3 - выдох, живот втянуть; 4 - и. п. (4 раза).

5. «Покачайся».

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить.

Выполнение: 1-2 - сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперед-назад; 3 - и. п. (8 раз).

6. «Мост».

И. п.: лежа (на спине) на полу, руки держать вдоль туловища, мяч находится под чуть приподнятыми коленями.

Выполнение: 1-2 - приподнять туловище, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами на пол; 3 - и. п. (6 раз).

7. «Передай мяч».

И. п.: лежа (на спине) на полу, мяч зажать между ног, руки вверх.

Выполнение: 1-2 - поднять мяч ногами, перехватить его руками; 3-4 - руки опустить на пол за головой, то же в обратном порядке (4 раза).

8. «Ленивец».

И. п.: сидя (на пятках) перед мячом, руки на мяче (ладонь на ладонь).

Выполнение: 1 - лечь грудной клеткой на мяч, подбородком опереться на ладонь; 2 - покачиваться вперед-назад, приподнимаясь с пятки и садясь (8 раз).

 

Комплекс 4

1. «Правильная осанка».

И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.

Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (15 секунд).

2. «Спортивная ходьба».

И. п.: то же.

Выполнение: движения стоп (поочередно, приподнимая пятки то левой, то правой ноги, не отрывая носки от пола (15 секунд).

3. «Наклонись и потянись».

И. п.: сидя на мяче, руки за спину.

Выполнение: 1 - наклон вправо (влево, левую руку вверх, потянуться; 2 -и. п. (4 раза).

4. «Посмотри на ладошки».

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполнение: 1 — поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 - и. п. (8 раз).

5. «Петрушка».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

Выполнение: 1 - выставить ноги вперед на пятки, руки в стороны, пальцы широко развести; 2 - и. п. (7 раз).

6. «Колечко».

И. п.: лежа (на животе) на полу перед мячом, кисти руки на мяче.

Выполнение: 1 - прогнуться, согнув моги, и дотянуться носками до головы; 2 - и. п. (6 раз).

7. «Мячики».

И. П.: сидя на мяче руки на бедрах

Выполнение: 1 - легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны - вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 - и. п. (30 секунд).

 

                       

 

 

 

                     

                         Комплексы упражнений на фитболах в стихах

 

Цель: Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста

1. Толкни и догони. 
Задачи: развитие скоростно-силовых качеств, самоконтроль за осанкой, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Упражнение сопровождается словами: 
Сильно мы толкнули мячик,
Как помчался он с подачи!
Взял от нас он укатился,
И назад не воротился.

a) Дети стоят на одной стороне зала, на полу перед каждым фитбол. Приняв положение присед на носки, колени в стороны, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение повторить 2-3раза.
b) Дети принимают упор сидя, стопами упираются о фитбол, ноги согнуты в коленях. По команде толкают мяч ногами, встают, бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение повторить 2-3раза.

2. Отбей и поймай. 
Задачи: развитие ловкости, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Отбивание фитбола об пол двумя руками и ловля:
a) стоя на месте,
b) с продвижением вперёд по прямой или в обход.
Упражнение сопровождается словами:
Мяч лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Как подскочит – не зевай,
Быстро ты его хватай. 


3. Подбрось и поймай.
Задачи: развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола вверх и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
Мячик, мячик
Прыг да скок.
Улетел под потолок,
Высоко взлетел, упал,
В руки мячик я поймал.
 
(Маргарита Иванычева)

4. Поймай мяч. 
Задачи: развитие ловкости, глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола друг другу и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Мячик новый есть у нас,
Мы играем целый час,
Я бросаю – ты поймай,
А уронишь – поднимай.

вариант 2
Вот наш мячик для игры
Играют два приятеля.
Брось другу мяч, не урони –
Вернётся обязательно.


5. Поймай мой мяч после отскока. 
Задачи: развитие ловкости, глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола друг другу и ловля его с отскоком от земли.
Мяч для отскока бросать в определённый ориентир, который находится на полу по центру между партнёрами.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Отскочит мяч, лови его,
И снова мне бросай.

(Н. Эпатов)
вариант 2
Мяч о землю стукнем ловко,
Чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой
И назад лететь велел


6. Вперёд с мячом. 
Задачи: развитие ловкости, повышение эмоционального тонуса. 
Содержание упражнения. Прокатывание фитбола вперёд двумя руками:
a) по прямой или в обход, 
b) через центр 
c) между предметами, 
d) по гимнастической скамье.
Упражнение сопровождается словами:
Круглый мячик без запинки -
Катится он по тропинке.
Часто, часто, низко, низко -
От земли к руке так близко

(Н. Эпатова)

7. Волчок. 
Задачи: расширение знаний о свойствах фитбола, развитие ловкости,
повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Прокрутить мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
Упражнение сопровождается словами:
Учим новую игру –
Мяч раскрутим на полу.
Он кружится как волчок,
Если ощутит толчок.


8. Передача мяча по замкнутому кругу.
Задачи: развитие ловкости, внимания, повышение эмоционального фона.
Содержание упражнения. Дети встают в круг и по команде передают мяч друг другу, пока не прозвучит сигнал для остановки. Второй раз упражнение выполняется в противоположную сторону.
Упражнение сопровождается словами:
Быстро встали мы в кружок –
Раз, два, три,
Друг другу мяч передаём,
Смотри, не урони!


9. Колобок
Задачи: Развитие ловкости, внимания, памяти, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Хором дети проговаривают: 
Наш весёлый колобок
Покатился на лужок.

После этих слов первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними получив «колобок», говорят «Поймал (а)!», поворачиваются кругом и передают «колобок» в обратном направлении.

10. Выполняем упражненье 
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе, руки на коленях работают плечами вверх-вниз.
Упражнение сопровождается словами:
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять.


11. Дрессированные животные
Задачи: Укрепление мышц шеи, формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети, сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом.
a) Цирковая лошадка 
По арене скачет конь, ( Дети выполняют пружинистые движения на фитболе) 
Рыжий гребень как огонь.
Гордо гривой машет он, (Наклоны головы вперёд, назад)
Настоящий чемпион. 
b) Cлон (авторская)
Головой кивает слон – (Дети выполняют пружинистые движения на фитболе)
Это он нам шлёт поклон.
Раз-два-три- вперёд наклон, (Наклоны головы вперёд)
Раз-два-три теперь назад. ( Наклон головы назад) 
Видеть нас он очень рад. (Пружинистые движения) 
Примечания: Вибрация лёгкая; во время выполнения наклонов пружинистые движения не выполнять; из положения наклона, голова сначала возвращается в положение прямо, а затем снова выполняет наклон.

12. Мы прекрасно загораем 
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, развитие вестибулярного аппарата, гибкости, повышение функциональных возможностей плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! (Приподнять ноги от пола)
Держим. Держим…
Напрягаем,
Загорели? 
Опускаем! (Опустить ноги) 

13. Потягушки-растягушки (авторская)
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, живота, развитие вестибулярно-го аппарата, гибкости, увеличение подвижности плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом. 
На фитболе полежим, 
Дружно вверх потянемся (Руки до упора вверх, затем в и.п.)
И в стороны растянемся (Руки до упора в стороны, затем в и.п.) 

14. А часы идут, идут 
Задачи: Укрепление мышц шеи, плечевого пояса, ног, развитие гибкости, повышение функциональных возможностей тазобедренного сустава.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом. 
Тик-так, тик-так, (Наклоны головы вправо-прямо-влево-прямо и.т.д.)
В доме кто умеет так?
Тик-так, тик-так (2 раза)
Это маятник в часах, (Стоя. Фитбол вперёд-книзу. Движения вправо-влево) 
Отбивает каждый такт. 
Тик-так, тик-так (2 раза)
А в часах сидит кукушка,(Сидя на фитболе наклоны вперёд, обхватив мяч между ногами, затем в и.п.)
У неё своя избушка. 
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,(Сидя на фитболе, вращение в тазобедренном суставе по часовой стрелке) 
Не касаются друг друга. 

Повернёмся мы с тобой (Вращение против часовой стрелки)
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, (Частое постукивание пальцами ног по полу)
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
То они совсем встают. 

15. Любопытная Варвара 
Задачи: Укрепление мышц шеи.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе, руки на коленях выполняют движения в соответствии с текстом.
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево, (Поворот головы налево, затем в и.п.)
Смотрит вправо, (Поворот головы направо, затем в и.п.)
Смотрит вверх, (Поднять голову вверх, затем в и.п.)
Смотрит вниз, (Голову вниз, затем в и.п.)
Чуть присела на карниз, (Пружинистые движения, переходящие в медленные.)
А с него свалилась вниз! 

Примечания:
1. Рекомендуемое количество детей для занятий с фитболом - 12
2. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. 

 


Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.
3. Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.
4. Дети должны знать правильную посадку на фитболе и уметь правильно ложиться на фитбол животом и спиной.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий