«Гуляют
ребятки на зимние Святки»
Интегрированное
развлечение в подготовительной к школе группе
Интеграция
ОО:
Познание, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Цель воспитателя: создать условия для усвоения
детьми информации об особенностях
празднования Рождества Христова на Руси
Задачи
воспитателя:
Цель
музыкального руководителя: Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству:
обрядам, обрядовым песням. Доставить радость.
Задачи
музыкального руководителя:
1.Продолжать знакомить дошкольников с
русскими народными традициями (колядование, народные игры.)
2. Развивать
вокально-хоровые навыки детей;
3. Воспитывать любовь и интерес к народному
творчеству;
Цель инструктора по физкультуре: Приобщение к здоровому образу жизни,
совершенствование физических качеств.
Задачи
инструктора по физкультуре:
1. Развивать двигательные навыки: силу, быстроту,
координацию, выносливость.
2. Совершенствовать навыки упражнений зимних видов
спорта
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу, стремление к
взаимовыручке, умение радоваться успехам других.
4. Создать положительный
эмоциональный настрой у детей
Предварительная
работа: Рассказать ребятам про
святочную неделю и «Как на Руси Новый год встречали».
Повторить ранее изученные колядки. Знакомство и проведение зимних забав – игр:
бег в валенках, катание на санях «ковриках», подвижные хороводные игры с
правилами.
Материалы и
оборудование:
Декорации русской избы, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр
с записями фольклорной музыки и русских народных мелодий. Предметы
для подвижных игр: коврики «санки», клюшки, шайбы, валенки, фонарики, ёлка с
подарками. Компьютерная презентация
«Рождественские колядки. Рождество Христово». Элементы русских народных
костюмов для ряженых: платки, бусы, ленты, рубашки и юбки, валенки,
шапки-ушанки, маски; рождественская звезда и заготовки из золотистой фольги для
ее украшения, специальный клей; вертеп (изготовленный своими руками); тексты
колядок; угощение для колядующих. платок,
валенки и тулуп для воспитателя;
Ход развлечения
Группа декорирована под русскую избу. Звучит народная музыка.
1 Введение в игровую ситуацию.
Дети сидят
на стульях.
Звучит
веселая рождественская мелодия (рождественская колядка « Добрый
вечер,
тоби…» в современной обработке, без слов).
Входит
воспитатель (в валенках, тулупе, ярком платке).
Бабушка -
рассказчица: Здравствуйте, ребята! Ух, и холодно же сегодня! Мороз-проказник
так и щиплет щеки. Но хорошо-то как! Небо чистое, ясное, снежок скрипит под
ногами, свежо, весело! Слышите, поют на улице? И я не просто так нарядная к вам
пришла. Как вы думаете, почему на мне валенки, платок расписной да тулуп
теплый? (Гулять, на санках кататься, колядовать).
2 Актуализация игровой ситуации.
Б.-р.:
Правильно, дни сейчас особенные – Святки. А значит, самое время колядовать – с
Рождеством поздравлять, Христа славить. Вот я ищу себе помощников - ряженых. Да
таких, которые и колядки знают, и петь умеют, и о празднике рассказать
правильно смогут.
Б.-р.: Вы
хотите мне помочь? (Да, хотим помочь!)Вы сможете это сделать? (Да, сможем!)
Почему вы так решили? ( Мы все знаем, мы дружные). Что надо сделать, чтобы
пойти колядовать? (Надо знать колядки, надо
нарядиться).
Правильно. Вот мешок с разными нарядами и предметами. Подходите, выбирайте, что
нам для колядования пригодится.
Дети на
коврике разбирают мешок с нарядами и необходимыми для колядования атрибутами.
Б.-р.: Для
чего нам валенки да шапки-ушанки? (Чтобы по снегу и морозу ходить) Для чего
платки яркие? (Чтобы нарядными быть) Бубны, трещотки и гармошки зачем? ( Чтобы
колядки петь) Зачем маски нам? (Чтобы ряженых не узнали) А мешок для чего? (Под
угощения)
3 Затруднение в игровой ситуации.
Б.-р.: Молодцы, ребята. Быстро собрались вы, знаете
все. Но вот все ли необходимое мы взяли с собой для колядования? (Нет!) Что же
такого важного в нашем мешке не оказалось, без чего нельзя ряжеными
ходить,
Христа славить? (Звезды А почему мы без рождественской звезды колядовать не
можем, знаете? (Нет, не знаем!) Рассаживайтесь на стулья, а я вам расскажу,
почему Христа славить, то есть колядовать, со Звездой ходят. А для этого нам
необходимо вспомнить историю Рождества.
4 Открытие нового знания.
Рассказ
воспитателя с показом компьютерной презентации «Рождественские
колядки.
Рождество Христово».
В
рождественские дни на Руси холодно, стоят сильные морозы. Но история
Рождества
Христова произошла 2000 лет назад совсем в другой стране, где тепло и совсем
нет снега… (1-2 слайды)
Есть
страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни
сыпучих снегов;
Там только
нетающим снегом сверкают
Вершины
гранитных хребтов…
Цветы там
душистее, звезды крупнее, светлей и нарядней весна,
И ярче там
перья у птиц, и теплее
Там дышит
морская волна…
В такой-то
стране ароматною ночью,
При шепоте
лавров и роз
Свершилось
желанное чудо воочью:
Родился
Младенец Христос. (3 слайд, чтение стихотворения и показ слайдов с 3 по 10-й
сопровождается звуковым оформлением – исполнением рождественской православной
колядки «Эта ночь святая…»)
Младенец
Христос – это обещанный Богом Спаситель мира, Сын Божий, который придет к
людям, чтобы избавить от греха и зла. Деве Марии явился Архангел Гавриил и
сказал благую (радостную) весть: у нее родится Сын Божий – Младенец Иисус
Христос.(4 слайд)
Когда
пришло время рождения Младенца Христа, Мария и Иосиф отправились в город
Вифлеем. В домах и гостиницах города они не нашли места для ночлега, потому что
там собралось очень много народа. (5 слайд) Мария и Иосиф заночевали в пещере,
вкоторой пастухи в ненастную погоду прятали овец от дождя. В пещере и
родился Младенец Христос. Мария
спеленала Его и положила в ясли (место, куда клали корм для скота).(6 слайд)
Первыми
поклонились Богомладенцу простые пастухи. Им явился Ангел и сообщил радостную
весть о рождении Христа. (7 слайд)
Когда родился Иисус Христос, на небе появилась
новая необычайная звезда. Ее увидели волхвы – мудрецы, которые занимались
изучением звезд. Они отправились в путь, чтобы поклониться родившемуся
Богомладенцу. Звезда, появившаяся на востоке, двигалась перед волхвами,
указывая им путь. (8 слайд)
Волхвы
поклонились Младенцу Христу и принесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну.
(9 слайд)
Рождественская
ночь считается святой. (10 слайд)
Дни от
Рождества до праздника Крещения называются Святками (Святыми днями). На Руси в
эти дни традиционно делали вертеп (пещеру Рождества), вифлеемскую звезду и ходили
по дворам колядовать – славить Христа. (11-12 слайд, звучит рождественская
колядка «Радуйся!»)
Б.-р.:
Теперь знаете, ребята, какое значение имеет звезда для колядующих? (Она
символизирует
вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к месту
рождения
Младенца Христа). Молодцы! Так и мы, подобно волхвам, пойдем со звездой
прославлять Рождество Христово.
Бабушка -
рассказчица показывает заранее приготовленную рождественскую звезду.
5 Включение
нового знания в систему знаний.
Б. –р.:
Ребята, какой должна быть Рождественская звезда? (Красивой, необычной, ярко
сиять). Давайте все вместе украсим нашу звезду.
Вместе с
детьми наклеивают на звезду заранее приготовленные полоски из блестящей фольги
золотистого цвета. Звучит рождественская колядка «Белый снег белешенький…» в
исполнении детского хора.
Б. –р.: Как
правильно мы понесем Рождественскую звезду?(Высоко, перед колядующими)
Б.-р.:
Готовы вы теперь со мной пойти колядки петь да праздник славить? (Готовы!)Тогда
наряжаемся, и в путь!
Воспитатель
с детьми наряжаются. В это время звучит рождественская колядка «Ах, куда же так спешишь ты…» в
исполнении детского хора.
Затем все
идут колядовать (к гостям)
Хозяйка встречает
колядующих ребят в музыкальном зале.
Хозяйка: Здравствуйте,
гости дорогие! (Делает поклон.) Здравствуйте, красны девицы и добры
молодцы! (Делает поклон. Дети отвечают: «Здравствуйте».) Я – хозяйка,
приглашаю вас к себе в гости. Хочу
узнать, какие вы знаете русские обряды и традиции? Знаете ли вы,
что за праздник зимой – Коляда? Смотрю, все вы нарядные,
в костюмах и масках. Колядовать хотите? (Дети отвечают.)
Вы знаете, что
перед Рождеством взрослые и дети, ряженые в костюмы и маски
с изображением животных, обходили дворы и пели короткие
песенки-колядки. Если хозяева выносили угощение, то им пели песни
величальные, в которых желали богатства, да чтоб водилась скотина
на скотном дворе и птица – на птичьем.
А вы знаете, ребята, каких домашних животных в деревнях
разводят? (Дети отвечают: коров, быков, баранов, овец, коз, свиней.)
А какое
домашнее животное помогает пахать людям землю, чтоб потом посадить зёрна
пшеницы, ржи и вырастить богатый урожай хлеба? (Дети отвечают, что это
лошадь). А каких домашних птиц, которых держат в хозяйстве,
вы знаете? (Дети называют: курицы, петухи, гуси, утки, индюки.)
Кроме богатого
урожая, здоровых животных в хозяйстве, колядовщики желали хозяевам
здоровья и долголетия. Если за колядки хозяева ничего не давали,
колядовщики пели дразнилки или шутливые, а иногда и грозные
песни. Для веселья колядовщики брали с собой разные музыкальные
и шумовые народные инструменты. А какие, ребята, русские народные
музыкальные инструменты вы знаете?
Дети называют:
балалайка, гармошка, трещотка, бубен, колокольчик, колотушка, бубенцы,
деревянные ложки и др. Ведущая помогает им, например, загадывая загадки об
инструментах.
Загадки про народные музыкальные инструменты
Три струны, играет звонко
Инструмент тот – «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
(Балалайка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
(Ложках)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет – только тронь,
Как зовут её?
(Гармонь)
Хозяйка раздаёт колокольчики
ребятам. Ребята под народную песню звонят колокольчиками.
Хозяйка: Праздник Коляда – зимний. Ребята,
а вы знаете народные песни о зиме?
Дети отвечают
и по приглашению ведущей поют песню и затевают хоровод «Зимушка
– зима»
Еще одна из традиций святочных вечеров -
гадание.
- Неси - ка, мне милый дружок корзинку
мою! (мальчик приносит корзинку)
В этой маленькой корзинке
Что угодно для души
Ленты, щепочки, звоночки,
Даже есть карандаши.
Хотите вам погадаю и научу вас! (ответы)
(подходит к ребенку и предлагает вынуть
из корзины одну вещь, при этом напевает)
Кому вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется
Игра "Гадание"
Лента - к долгой, счастливой жизни.
Деревянная щепка - крепкое здоровье,
хорошая жизнь.
Пуговица - жить тебе в большой семье
счастливой жизнью.
Денежка - к хорошим успехам в школе.
Звоночек - к хорошим новостям.
Зеркальце - ходить тебе весь год
опрятным, красивым.
Картошка - ждет большое счастье.
Гвоздь - на пороге будет гость. Или к
вам гости, или вы в гости.
Две сцепленные скрепки - к появлению
новых друзей.
Погремушка - означает веселую жизнь.
Хозяйка: Ну что научила вас гадать? Все
запомнили. Может теперь погадаете нашим гостям!
Спасибо, тебе хозяйка, ну а
мы Отправимся дальше колядовать!
Дети берут атрибуты
для игры: корзинки, мешочки, звезду колядовщиков и отправляются за бабушкой.
Подходят к спортивному залу.
Дети:
Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Открывайте сундучки –
Доставайте пятачки.
Навстречу им – хозяйка дома
и хозяин.
Хозяин:
(Приглядываясь, подносит руку
ко лбу.)
Кажется, ряженые сюда идут. Хозяюшка,
идём встречать.
Хозяйка:
Идём! («Выходят».)
Хозяйка:
(Любуется детьми.)
Ой, какие нарядные все, да ещё
в масках и костюмах, одно загляденье!
Хозяева рассматривают ряженых детей
и перечисляют костюмы ребят.
Дети
поют:
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите и нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь ещё!
Хозяин:
А ну, хозяюшка, пойди, поищи чего-нибудь
вкусненького.
Хозяйка:
Ну что ж, пойду поищу.
Смотрит под ёлку с угощениями.
Дети:
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тётенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай:
Двоим, троим, Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
Хозяйка:
(Хочет начинать раздавать.)
Угощайтесь, гости дорогие.
Хозяин:
(Почёсывает затылок, задумывается.)
Что-то маловато нам
спели песен. Не давай угощение! А может, своё умение в играх покажут,
да в разных эстафетах поучаствуют?
Хозяин проводит
спортивные игры.
Эстафета «Чья
команда быстрее?»
По сигналу игроки с первыми номерами преодолевают
бегом полосу препятствий (мостик, дуги, кубы), добегают до конуса (поворотного
предмета) и бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету игроку со
вторым номером.
Эстафета «Хоккей»
Дети стоят в колонне друг за другом, у первых игроков
клюшка и шайба. По команде, дети ведут клюшкой шайбу до ориентира и бегом
возвращаются обратно, передают инвентарь следующему участнику команды.
Эстафета «Бег в
валенках»
Команда берёт
один валенок и по команде старт, первый участник в валенке бежит до поворотного
предмета, бежит обратно, передаёт следующему.
Игра «Катание на
санках»
Ребята по-одному
садятся на коврик и с помощью рук и ног начинают движение вперёд.
Бабушка
- рассказчица:
Ну что, ребята,
опять медлят хозяева, давайте колядку грозную споём. А ну, мальчишки,
выходите.
Выходят мальчики
и поют колядку громко, поставив руки в боки, грозя пальцем.
Дети:
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога!
Хозяин:
(Вздрагивает.)
Ой, боюсь, что мою коровушку Бурёнку
уведут. Ладно, угощай всех, хозяюшка!
Дети:
Добренька хозяюшка!
Коль ты нас щедро наградишь,
Счастье в доме сохранишь!
Уйдём с дарами со двора –
Полны будут закрома!
Хоть конфетку, хоть пятак –
Не уйдём мы просто так!
(В конце колядки дети выполняют
притоп ногой, руки в кулаки – на бока.)
Хозяин:
(Выносит конфетки.) Угощайтесь!
Дети:
Сколько осиночек – столько вам
свиночек,
Сколько ёлок – столько и коровок,
Сколько свечек – столько и овечек!
Хозяин:
Если у меня будут свиночки, коровка
да петушки, значит, моя семья не будет голодать и бедствовать,
и в моём доме будет достаток!
Хозяйка:
И дети наши будут накормлены, сыты,
здоровы и веселы.
Хозяин
и Хозяйка.
Так повелось на белом свете
Уж много лет подряд:
В такой чудесный добрый вечер
С небес к нам ангелы летят.
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом.
Всех с Новым годом поздравляем
И с благодатным Рождеством!
Хозяева угощают всех детей гостинцами (конфеты, печенье).
Бабушка - рассказчица благодарит ребят и вместе с ребятами уходят в группу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий