24 янв. 2021 г.

Сценарий интегрированного развлечения

 

«Гуляют ребятки на зимние Святки»

Интегрированное развлечение в подготовительной к школе группе




 Участники: дети подготовительной к школе группе № 10, взрослые: хозяин и хозяйка, бабушка рассказчица.

Интеграция ОО: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие


Цель воспитателя: создать условия для усвоения детьми информации об особенностях празднования Рождества Христова на Руси

Задачи воспитателя:

Цель музыкального руководителя: Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству: обрядам, обрядовым песням. Доставить радость.

Задачи музыкального руководителя:

1.Продолжать знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, народные игры.)

2.  Развивать вокально-хоровые навыки детей;

3.  Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству;

Цель инструктора по физкультуре: Приобщение к здоровому образу жизни, совершенствование физических качеств.

Задачи инструктора по физкультуре:

1. Развивать двигательные навыки: силу, быстроту, координацию, выносливость.

2. Совершенствовать навыки упражнений зимних видов спорта

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других.

4. Создать положительный эмоциональный настрой у детей

Предварительная работа: Рассказать ребятам про святочную неделю и «Как на Руси Новый год встречали». Повторить ранее изученные колядки. Знакомство и проведение зимних забав – игр: бег в валенках, катание на санях «ковриках», подвижные хороводные игры с правилами.

Материалы и оборудование: Декорации русской избы, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр с записями фольклорной музыки и русских народных мелодий. Предметы для подвижных игр: коврики «санки», клюшки, шайбы, валенки, фонарики, ёлка с подарками.  Компьютерная презентация «Рождественские колядки. Рождество Христово». Элементы русских народных костюмов для ряженых: платки, бусы, ленты, рубашки и юбки, валенки, шапки-ушанки, маски; рождественская звезда и заготовки из золотистой фольги для ее украшения, специальный клей; вертеп (изготовленный своими руками); тексты колядок; угощение для колядующих. платок, валенки и тулуп для воспитателя; 



Ход развлечения

Группа декорирована под русскую избу. Звучит народная музыка.

1 Введение в игровую ситуацию.

Дети сидят на стульях.

Звучит веселая рождественская мелодия (рождественская колядка « Добрый

вечер, тоби…» в современной обработке, без слов).

Входит воспитатель (в валенках, тулупе, ярком платке).

Бабушка - рассказчица: Здравствуйте, ребята! Ух, и холодно же сегодня! Мороз-проказник так и щиплет щеки. Но хорошо-то как! Небо чистое, ясное, снежок скрипит под ногами, свежо, весело! Слышите, поют на улице? И я не просто так нарядная к вам пришла. Как вы думаете, почему на мне валенки, платок расписной да тулуп теплый? (Гулять, на санках кататься, колядовать).

2 Актуализация игровой ситуации.

Б.-р.: Правильно, дни сейчас особенные – Святки. А значит, самое время колядовать – с Рождеством поздравлять, Христа славить. Вот я ищу себе помощников - ряженых. Да таких, которые и колядки знают, и петь умеют, и о празднике рассказать правильно смогут.

Б.-р.: Вы хотите мне помочь? (Да, хотим помочь!)Вы сможете это сделать? (Да, сможем!) Почему вы так решили? ( Мы все знаем, мы дружные). Что надо сделать, чтобы пойти колядовать? (Надо знать колядки, надо

нарядиться). Правильно. Вот мешок с разными нарядами и предметами. Подходите, выбирайте, что нам для колядования пригодится.

Дети на коврике разбирают мешок с нарядами и необходимыми для колядования атрибутами.

Б.-р.: Для чего нам валенки да шапки-ушанки? (Чтобы по снегу и морозу ходить) Для чего платки яркие? (Чтобы нарядными быть) Бубны, трещотки и гармошки зачем? ( Чтобы колядки петь) Зачем маски нам? (Чтобы ряженых не узнали) А мешок для чего? (Под угощения)

3 Затруднение в игровой ситуации.

Б.-р.:  Молодцы, ребята. Быстро собрались вы, знаете все. Но вот все ли необходимое мы взяли с собой для колядования? (Нет!) Что же такого важного в нашем мешке не оказалось, без чего нельзя ряжеными

ходить, Христа славить? (Звезды А почему мы без рождественской звезды колядовать не можем, знаете? (Нет, не знаем!) Рассаживайтесь на стулья, а я вам расскажу, почему Христа славить, то есть колядовать, со Звездой ходят. А для этого нам необходимо вспомнить историю Рождества.

4 Открытие нового знания.

Рассказ воспитателя с показом компьютерной презентации «Рождественские

колядки. Рождество Христово».

В рождественские дни на Руси холодно, стоят сильные морозы. Но история

Рождества Христова произошла 2000 лет назад совсем в другой стране, где тепло и совсем нет снега… (1-2 слайды)

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов…

Цветы там душистее, звезды крупнее, светлей и нарядней весна,

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна…

В такой-то стране ароматною ночью,

При шепоте лавров и роз

Свершилось желанное чудо воочью:

Родился Младенец Христос. (3 слайд, чтение стихотворения и показ слайдов с 3 по 10-й сопровождается звуковым оформлением – исполнением рождественской православной колядки «Эта ночь святая…»)

Младенец Христос – это обещанный Богом Спаситель мира, Сын Божий, который придет к людям, чтобы избавить от греха и зла. Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал благую (радостную) весть: у нее родится Сын Божий – Младенец Иисус Христос.(4 слайд)

Когда пришло время рождения Младенца Христа, Мария и Иосиф отправились в город Вифлеем. В домах и гостиницах города они не нашли места для ночлега, потому что там собралось очень много народа. (5 слайд) Мария и Иосиф заночевали в пещере, вкоторой пастухи в ненастную погоду прятали овец от дождя. В пещере и родился  Младенец Христос. Мария спеленала Его и положила в ясли (место, куда клали корм для скота).(6 слайд)

Первыми поклонились Богомладенцу простые пастухи. Им явился Ангел и сообщил радостную весть о рождении Христа. (7 слайд)

 Когда родился Иисус Христос, на небе появилась новая необычайная звезда. Ее увидели волхвы – мудрецы, которые занимались изучением звезд. Они отправились в путь, чтобы поклониться родившемуся Богомладенцу. Звезда, появившаяся на востоке, двигалась перед волхвами, указывая им путь. (8 слайд)

Волхвы поклонились Младенцу Христу и принесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. (9 слайд)

Рождественская ночь считается святой. (10 слайд)

Дни от Рождества до праздника Крещения называются Святками (Святыми днями). На Руси в эти дни традиционно делали вертеп (пещеру Рождества), вифлеемскую звезду и ходили по дворам колядовать – славить Христа. (11-12 слайд, звучит рождественская колядка «Радуйся!»)

Б.-р.: Теперь знаете, ребята, какое значение имеет звезда для колядующих? (Она

символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к месту

рождения Младенца Христа). Молодцы! Так и мы, подобно волхвам, пойдем со звездой прославлять Рождество Христово.

Бабушка - рассказчица показывает заранее приготовленную рождественскую звезду.

5 Включение нового знания в систему знаний.

Б. –р.: Ребята, какой должна быть Рождественская звезда? (Красивой, необычной, ярко сиять). Давайте все вместе украсим нашу звезду.

Вместе с детьми наклеивают на звезду заранее приготовленные полоски из блестящей фольги золотистого цвета. Звучит рождественская колядка «Белый снег белешенький…» в исполнении детского хора.

Б. –р.: Как правильно мы понесем Рождественскую звезду?(Высоко, перед колядующими)

Б.-р.: Готовы вы теперь со мной пойти колядки петь да праздник славить? (Готовы!)Тогда наряжаемся, и в путь!

Воспитатель с детьми наряжаются. В это время звучит рождественская колядка          «Ах, куда же так спешишь ты…» в исполнении детского хора.

Затем все идут колядовать (к гостям)

 

Хозяйка встречает колядующих ребят в музыкальном зале.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! (Делает поклон.) Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (Делает поклон. Дети отвечают: «Здравствуйте».) Я – хозяйка, приглашаю вас к себе  в гости. Хочу узнать, какие вы знаете русские обряды и традиции? Знаете ли вы, что за праздник зимой – Коляда? Смотрю, все вы нарядные, в костюмах и масках. Колядовать хотите? (Дети отвечают.)

Вы знаете, что перед Рождеством взрослые и дети, ряженые в костюмы и маски с изображением животных, обходили дворы и пели короткие песенки-колядки. Если хозяева выносили угощение, то им пели песни величальные, в которых желали богатства, да чтоб водилась скотина на скотном дворе и птица – на птичьем. А вы знаете, ребята, каких домашних животных в деревнях разводят? (Дети отвечают: коров, быков, баранов, овец, коз, свиней.)

А какое домашнее животное помогает пахать людям землю, чтоб потом посадить зёрна пшеницы, ржи и вырастить богатый урожай хлеба? (Дети отвечают, что это лошадь). А каких домашних птиц, которых держат в хозяйстве, вы знаете? (Дети называют: курицы, петухи, гуси, утки, индюки.)

Кроме богатого урожая, здоровых животных в хозяйстве, колядовщики желали хозяевам здоровья и долголетия. Если за колядки хозяева ничего не давали, колядовщики пели дразнилки или шутливые, а иногда и грозные песни. Для веселья колядовщики брали с собой разные музыкальные и шумовые народные инструменты. А какие, ребята, русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети называют: балалайка, гармошка, трещотка, бубен, колокольчик, колотушка, бубенцы, деревянные ложки и др. Ведущая помогает им, например, загадывая загадки об инструментах.

Загадки про народные музыкальные инструменты

Три струны, играет звонко

Инструмент тот – «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это?

(Балалайка)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрёнки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких…

(Ложках)

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет – только тронь,

Как зовут её?

(Гармонь)

 Хозяйка раздаёт колокольчики ребятам. Ребята под народную песню звонят колокольчиками.

Хозяйка: Праздник Коляда – зимний. Ребята, а вы знаете народные песни о зиме?

Дети отвечают и по приглашению ведущей поют песню и затевают хоровод «Зимушка – зима»

Еще одна из традиций святочных вечеров - гадание.

- Неси - ка, мне милый дружок корзинку мою! (мальчик приносит корзинку)

В этой маленькой корзинке
Что угодно для души
Ленты, щепочки, звоночки,
Даже есть карандаши.

Хотите вам погадаю и научу вас! (ответы)

(подходит к ребенку и предлагает вынуть из корзины одну вещь, при этом напевает)

Кому вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется

Игра "Гадание"

Лента - к долгой, счастливой жизни.

Деревянная щепка - крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица - жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка - к хорошим успехам в школе.

Звоночек - к хорошим новостям.

Зеркальце - ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Картошка - ждет большое счастье.

Гвоздь - на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.

Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей.

Погремушка - означает веселую жизнь.

Хозяйка: Ну что научила вас гадать? Все запомнили. Может теперь погадаете нашим гостям!

 Бабушка – рассказчица:

Спасибо, тебе хозяйка, ну а мы Отправимся дальше колядовать!

Дети берут атрибуты для игры: корзинки, мешочки, звезду колядовщиков и отправляются за бабушкой. Подходят к спортивному залу.

Дети:

Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Открывайте сундучки –
Доставайте пятачки.

Навстречу им – хозяйка дома и хозяин.

Хозяин:

(Приглядываясь, подносит руку ко лбу.)

Кажется, ряженые сюда идут. Хозяюшка, идём встречать.

Хозяйка:

Идём! («Выходят».)

Хозяйка:

(Любуется детьми.)

Ой, какие нарядные все, да ещё в масках и костюмах, одно загляденье!

Хозяева рассматривают ряженых детей и перечисляют костюмы ребят.

Дети поют:

Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите и нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь ещё!

Хозяин:

А ну, хозяюшка, пойди, поищи чего-нибудь вкусненького.

Хозяйка:

Ну что ж, пойду поищу.

Смотрит под ёлку с угощениями.

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тётенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай:
Двоим, троим, Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!

Хозяйка:

(Хочет начинать раздавать.)

Угощайтесь, гости дорогие.

Хозяин:

(Почёсывает затылок, задумывается.)

Что-то маловато нам спели песен. Не давай угощение! А может, своё умение в играх покажут, да в разных эстафетах поучаствуют?

Хозяин проводит спортивные игры.

Эстафета «Чья команда быстрее?»

По сигналу игроки с первыми номерами преодолевают бегом полосу препятствий (мостик, дуги, кубы), добегают до конуса (поворотного предмета) и бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету игроку со вторым номером.

Эстафета «Хоккей»

Дети стоят в колонне друг за другом, у первых игроков клюшка и шайба. По команде, дети ведут клюшкой шайбу до ориентира и бегом возвращаются обратно, передают инвентарь следующему участнику команды.

Эстафета «Бег в валенках»

Команда берёт один валенок и по команде старт, первый участник в валенке бежит до поворотного предмета, бежит обратно, передаёт следующему.

Игра «Катание на санках»

Ребята по-одному садятся на коврик и с помощью рук и ног начинают движение вперёд.

Бабушка - рассказчица:

Ну что, ребята, опять медлят хозяева, давайте колядку грозную споём. А ну, мальчишки, выходите.

Выходят мальчики и поют колядку громко, поставив руки в боки, грозя пальцем.

Дети:

Не дашь пирога –
Уведу корову за рога!

Хозяин:

(Вздрагивает.)

Ой, боюсь, что мою коровушку Бурёнку уведут. Ладно, угощай всех, хозяюшка!

Дети:

Добренька хозяюшка!
Коль ты нас щедро наградишь,
Счастье в доме сохранишь!
Уйдём с дарами со двора –
Полны будут закрома!
Хоть конфетку, хоть пятак –
Не уйдём мы просто так!

(В конце колядки дети выполняют притоп ногой, руки в кулаки – на бока.)

Хозяин:

(Выносит конфетки.) Угощайтесь!

Дети:

Сколько осиночек – столько вам свиночек,
Сколько ёлок – столько и коровок,
Сколько свечек – столько и овечек!

Хозяин:

Если у меня будут свиночки, коровка да петушки, значит, моя семья не будет голодать и бедствовать, и в моём доме будет достаток!

Хозяйка:

И дети наши будут накормлены, сыты, здоровы и веселы.

Хозяин и Хозяйка.

Так повелось на белом свете
Уж много лет подряд:
В такой чудесный добрый вечер

С небес к нам ангелы летят.
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом.
Всех с Новым годом поздравляем
И с благодатным Рождеством!

Хозяева угощают всех детей гостинцами (конфеты, печенье). Бабушка - рассказчица благодарит ребят и вместе с ребятами уходят в группу.




 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий