Зачем нужна физическая готовность ребенка к школе?
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Зачем нужна физическая готовность ребенка к школе?
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и
общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая
закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам,
возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом
работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и
навыками.
Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут
быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом
возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития
ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг,
окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными:
увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать
внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже
могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.
Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта
(ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на
велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.).
Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших
дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.
К моменту поступления в школу у
ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки,
сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный
арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность
должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо
от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов -
1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и
особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к
урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность
на занятиях.
Физическое воспитание детей
дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической
культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая
учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика,
физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для
обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной
работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные
сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные
впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами
физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной
двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее
ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует
соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей
физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана
со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов,
поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья,
уровень познавательных способностей и т.д.
Умственная работоспособность дошкольников на
занятиях проявляется , прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении
сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой
активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного
утомления после занятия.
Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон
работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с
высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что
позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом
работы в соответствии с учебными требованиями. В то же время при выполнении длительных
и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих
ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов
работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы
«выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень
работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными
кратковременными спадами и последующими подъемами.
Проблема развития умственной
работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с
большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы.
В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными
возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно
правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания
и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком
работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты
энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед
поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес
к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием
материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность
занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.
ü при
распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого
занятия в течение 4-5 минут рекомендуется давать облегченный подводящий
материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению»
в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные
замечания.
ü очень
часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном,
несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических
приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.
ü после
включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать наиболее
трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1/3)
занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель
использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.
ü в связи со снижением работоспособности надо
усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых,
облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т. д.
Морфологические показатели готовности к школе
·
Масса тела – основной антропометрической
показатель.
Вес,
равный или превышающий 23 кг, свидетельствует о достаточный степени
морфофункциональной зрелости.
·
Пропорции тела, т.е.
отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8
лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение
скорости роста).
В
это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что
одновременно происходит созревание нервной системы, благодаря чему головной
мозг может лучше воспринимать и перерабатывать информацию.
Установить
произошел полуростовой скачок или нет, можно с помощью так называемого
«филиппинского теста»: надо попросить ребенка правой рукой дотронуться до
левого уха, проводя руку над
теменем.
Дети
старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот ребенок 5-6 лет
не может этого сделать, поскольку руки еще коротки.
Результат
данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст
ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень
морфофункциональной зрелости организма.
Последствия
полуростового скачка очень
важны для развития ребенка: организм становится надежнее в биологическом
смысле, а значит, работоспособнее. У ребенка появляются возможности к
усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе, что очень важно для
школьного обучения.
·
Смена зубов (выпадение молочных и появление
постоянных) также указывает на то, что организм ребенка достиг физической
зрелости.
Большинство
врачей считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10
постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у
девочек.
«Быть
готовым к школе –не значит уметь
читать,
писать и считать. Быть готовым к
школе
–значит быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
Современная
действительность и соответствие недавно утвержденному к работе
Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного
образования предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Школы
набирают детей в первый класс после предварительного собеседования или
тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и
способности будущих учеников.
Обязательное
условие зачисления - послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные
операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем
мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память,
работоспособность. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою
самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью,
учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как
раньше.
В
целом готовность ребенка к школе идет по трем основным направлениям:
·
Физическая готовность. Большое
значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние
ребенка. Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка.
Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с
повышенной нервной возбудимостью.
Для
безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий
уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь
самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим
внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя
пороситься в туалет).
В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников: ежедневные утренние и вечерние прогулки на
свежем воздухе, используются здоровьесберегающие технологии во всех режимных
процессах, утренняя гимнастика и разминка после сна, закаливающие процедуры
(босохождение и дорожка здоровья), физкультурные занятия, праздники,
развлечения, малые Олимпиады. Мы регулярно сдаем нормативы по физическому
развитию, принимаем участие в соревнованиях, кроссах и пробегах.
·
Умственная готовность детей к школе –
определяется познаниями ребенка об окружающем мире( например, мир животных и
растений, космос и солнечная система и т. д.), о некоторых социальных явлениях
(например, рассказать о празднике Новый год) и систематизированностью этих
представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов:
внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы
предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его,
выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить
результат выполненного задания, умение преодолевать посильные трудности; навыки
самостоятельной работы; быстрый темп работы; умение правильно оценить свою
работу, найти и исправить свою ошибку, овладение основными правилами поведения.
Процесс
учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием,
мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти
функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень
зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный
старт учебной деятельности в школе.
Речевая
готовность к школе подразумевает правильное произношение
всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного
оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Недостаточное
развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического
мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора
и компьютера, а не в
общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются
развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и
вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и
психоневрологов.
На развитие речи и памяти влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им
книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны
интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ;
каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой,
хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к
рассуждениям вслух, пересказу, составлению связного рассказа, выстраиванию
причинно-следственных связей. В детском саду с детьми 6-7 лет проводится
целенаправленная деятельность по ознакомлению с произведениями художественной литературы различных
жанров (сказки, стихи, рассказы, басни, былины и малые фольклорные формы –
пословицы, скороговорки, загадки, дразнилки, потешки, частушки).
В 7 лет ребенок овладевает элементарными учебными навыками по обучению
грамоте: может производить звуковой анализ слова, находить первый и
последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить его на
слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Готовность
руки к письму определяется
умением правильно держать ручку, видеть клетку в тетради, проводить заданные
линии, копировать рисунки и фигуры. В развитии мелкой моторики помогают занятия
рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, игры с мозаиками и конструкторами.
Дети к семи годам умеют считать, решать простейшие задачи на сложение и
вычитание, знакомятся с элементарными действиями деления и умножения, знают все
геометрические фигуры и формы, последовательность времен года, месяцев и дней
недели. Для тренировки зрительной памяти и навыков обобщения и выделения
существенных признаков полезны игры "Сходство и различие", «Чего не
стало», «Что изменилось». Для получения положительного результата такие занятия
следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.
Развивают внимание и логическое мышление задания «лабиринты»,
собирание пазлов и
разные настольные игры с правилами, головоломки математического характера типа
«танграмм».
·
Психологическая готовность к школе – это умение
ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна
быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.
Часто
желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый
портфель.
В
период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного
интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть
готов к этому. Мы с детьми отмечаем День знаний; ходим в школу на экскурсии,
Дни открытых дверей; проводим беседы; ставим спектакли на школьную тематику.
Итак,
для полноценной готовности ребенка к школе необходимо формировать у него
познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий