9 окт. 2020 г.

Зачем нужна физическая готовность ребенка к школе?

 


Зачем нужна физическая готовность ребенка к школе?

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Зачем нужна физическая готовность ребенка к школе? Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.


Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т.д.

 Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется , прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия.

Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями. В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы.

В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

ü    при распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого занятия в течение 4-5 минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.

ü    очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

ü    после включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1/3) занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

ü     в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфологические показатели готовности к школе

 

·                     Масса тела – основной антропометрической  показатель.

Вес, равный или превышающий 23 кг, свидетельствует о достаточный степени морфофункциональной зрелости. 

·                         Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста).

В это время у ребенка интенсивно растут руки  и ноги, считается, что одновременно происходит созревание нервной системы, благодаря чему головной мозг может лучше воспринимать и перерабатывать информацию.

 Установить произошел полуростовой скачок или нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста»: надо попросить ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем.                    

 Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот ребенок 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки.

Результат данного теста достаточно точно характеризует  биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма.

Последствия полуростового  скачка очень важны для развития ребенка: организм становится надежнее в биологическом смысле, а значит, работоспособнее. У ребенка появляются возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе, что очень важно для школьного обучения. 

·                     Смена зубов (выпадение молочных и появление постоянных) также указывает на то, что организм ребенка достиг  физической зрелости.

Большинство врачей считает, что у будущего школьника  должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек.

 

«Быть готовым к школе –не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе –значит быть готовым всему этому научиться»

                                    (Венгер Л.А.)

Современная действительность и соответствие недавно утвержденному к работе Федеральному  Государственному образовательному стандарту дошкольного образования предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Школы набирают детей в первый класс после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников.                       

 Обязательное условие зачисления - послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

В целом готовность ребенка к школе идет по трем основным направлениям:

·                     Физическая готовность. Большое значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние ребенка. Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя пороситься в туалет).

        В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников: ежедневные утренние и вечерние прогулки на свежем воздухе, используются здоровьесберегающие технологии во всех режимных процессах, утренняя гимнастика и разминка после сна, закаливающие процедуры (босохождение и дорожка здоровья), физкультурные занятия, праздники, развлечения, малые Олимпиады. Мы регулярно сдаем нормативы по физическому развитию, принимаем участие  в соревнованиях, кроссах и пробегах.

·                     Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире( например, мир животных и растений, космос и солнечная система и т. д.), о некоторых социальных явлениях (например, рассказать о празднике Новый год) и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания, умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку, овладение основными правилами поведения.

Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе.

       Речевая готовность к школе  подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.

Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.

       На развитие речи и памяти влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. В детском саду с детьми 6-7 лет проводится целенаправленная деятельность по ознакомлению с произведениями художественной литературы различных жанров (сказки, стихи, рассказы, басни, былины и малые фольклорные формы – пословицы, скороговорки, загадки, дразнилки, потешки, частушки).

        

       В 7 лет ребенок овладевает элементарными учебными навыками по обучению грамоте: может производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить его на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

         Готовность руки к письму определяется умением правильно держать ручку, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры. В развитии мелкой моторики помогают занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, игры с мозаиками и конструкторами.

         Дети к семи годам  умеют считать, решать простейшие задачи на сложение и вычитание, знакомятся с элементарными действиями деления и умножения, знают все геометрические фигуры и формы, последовательность времен года, месяцев и дней недели. Для тренировки зрительной памяти и навыков обобщения и выделения существенных признаков полезны игры "Сходство и различие", «Чего не стало», «Что изменилось». Для получения положительного результата такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.

        Развивают  внимание и логическое мышление задания «лабиринты», собирание пазлов и разные настольные игры с правилами, головоломки математического характера типа «танграмм».

 

·                     Психологическая готовность к школе – это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель.

В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому. Мы с детьми отмечаем День знаний; ходим в школу на экскурсии, Дни открытых дверей; проводим беседы; ставим спектакли на школьную тематику.

Итак, для полноценной готовности ребенка к школе необходимо формировать у него познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий